Впрочем, с идеей, что музеи должны полностью абстрагироваться от того, как появились экспонаты в их коллекции, согласны не все. В 2017 году, например, появилась кампания #MuseumsAreNotNeutral. Ее цель — показать, что музеи не «нейтральны», что в их устройстве очень часто есть политический подтекст. То, как именно экспонаты оказались в коллекции, нередко связано с колониальным наследием: многие знаменитые мировые музеи и галереи возникли в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Колонизаторы, путешествовавшие по миру, нередко привозили домой интересные артефакты, которые впоследствии и выставлялись в музеях. Авторы кампании призывают как минимум смотреть на музеи критически, понимая контекст, в котором они существуют и развиваются.

Нередко в пользу современного устройства музеев используют аргумент о том, что они помогают сохранять историю — и те самые спорные объекты, которые в силу разных обстоятельств оказались в другой стране. Это понятная цель, но и здесь есть нюансы: современные музеи не только отражают историю, но и создают определенное представление о ней и определенный нарратив. Нередко разговор о истории и культуре других стран, объекты которых хранят европейские музеи, строится в соответствии с европейскими представлениями о других странах — и с соответствующими мифами. Жителей африканских стран, например, в таком контексте нередко представляют как гомогенную массу людей с единой для всех культурой, живущих так же, как и столетия назад, племенами — что справедливо далеко не для всего континента. Кроме того, эксперты видят в такой позиции и насаждение еще одного мифа: что жители стран, из которых были привезены объекты, не в состоянии сами справиться с охраной собственного культурного наследия.

Этот процесс огромен и касается не только спорных музеев, но и того, как мы в принципе смотрим на мировую культуру, что считаем искусством, а что — историческим артефактом. Встречаются, например, ситуации, когда произведения искусства коренных народов Австралии относят к «примитивным» историческим, а не культурным объектам — даже если речь о произведении, созданном в конце двадцатого века. В музеях оказываются и священные объекты, которые при других обстоятельствах никак не оказались бы за витриной. Самый известный пример связан все с тем же Британским музеем, в собрании которого хранятся списки десяти заповедей, созданные в Эфиопии — в залах их не выставляют.





Source link

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *