Ещё задолго до пандемии моя девушка купила билеты в Милан на свой день рождения (он в начале марта). Чем ближе была поездка, тем больше мы сомневались, потому что уже тогда из Италии поступали тревожные новости. В итоге решили, что поедем, тем более мы планировали провести там не так много времени и ехать дальше. Мы живём в Грузии, и 4 марта улетели из Кутаиси в Милан. Грузия не отменяла рейсы, но нам уточнили, что, скорее всего, по возвращении придётся самоизолироваться. Ну ладно, посидим в квартире две недели, не проблема.

Мы пробыли в Милане несколько дней и поехали в Венецию. В последний день там — 8 марта — итальянский премьер объявил о всеобщем карантине и закрытии границ. Мы до последнего не знали, сможем ли уехать, но хост нас успокоил, сказал, что иностранцев это не касается. В итоге мы спокойно уехали в Словению, на границе не было никаких проверок. В Словении мы пробыли пару дней и решили поехать в Хорватию. Это было ошибкой: Хорватия не входит в ЕС и нам надо было получить выездной штамп из Словении и въездной штамп в Хорватию. Хорватский пограничник очень испугался итальянского штампа. Выдал анкету, уточнил, на сколько мы (мы планировали не больше двух дней), и отправил нас в здание недалеко от погранпункта. Мы думали, что там нас будут проверять, а в итоге мы прождали час и увидели двух человек, которые перепечатали эту анкету, распечатали снова и просили подписать. И всё на хорватском.

Когда нам выдали бумаги на подпись, мы поняли, что речь о двухнедельном карантине, который мы должны провести в Хорватии. Никого не интересовало, что мы арендовали апартаменты на два дня. Мы пытались это объяснить, нам сказали звонить в службу эпидемиологии. Нам также сказали, что мы должны отчитываться о температуре два раза в день по имейлу или звонить. Мы уточнили, можем ли вернуться в Словению, — нам сказали, что нет.

Я связалась с российским посольством в Загребе, сотрудник объяснил, что на иностранцев правило о карантине не распространяется. Нужно отчитываться о температуре, а потом просто спокойно выехать из страны. Пока мы были в Загребе, мы заметили, что европейские страны стали закрывать границы. Мы запаниковали — плюс у нас отменили рейс из Милана в Кутаиси и перенесли его в Вену, ещё и на несколько дней позже. Мы стали думать, как попасть в Вену, если она уже не пускает людей из Италии, а у нас в паспорте стоят злополучные миланские штампы. В итоге решили вернуться в Словению, и нас спокойно впустили. Оттуда мы доехали до Австрии, никаких проверок не было.

Мы думали, что дождёмся обратный рейс и спокойно улетим, но 10 марта появились новости, что Грузия не впускает иностранцев, которые были в этом году в Италии. Сначала в стране всех отправляли на самоизоляцию, но оказалось, что грузины её нарушают, больницы переполнились. Для грузинских властей мы в принципе туристы. У нас нет ВНЖ, но у девушки есть бизнес, и мы арендуем квартиру. Россияне могут находиться в Грузии 360 дней безвыездно, при любом выезде за границу срок обнуляется, Грузия не принуждает получать ВНЖ — никто не знал, что может случиться ЧС.

Рейс из Вены в Кутаиси отменили, и мы улетели в Москву, потому что мы гражданки России. Планировали просидеть в самоизоляции две недели, получить справку, что у нас нет коронавируса, и спокойно поехать в Грузию. 14 марта мы сели на самолёт до Москвы. Во Внукове мы честно сказали, что путешествовали по Италии. Пограничники забеспокоились и отправили нас к медикам. Нам померили температуру, мы заполнили анкету, и нас отправили на самоизоляцию.

18 марта Грузия закрыла границы для иностранных граждан, даже с ВНЖ. Мы не знаем, сколько это ещё продлится. Мы вышли из самоизоляции в город на один день, и тут Собянин ввёл режим всеобщей самоизоляции. Мы продолжаем сидеть дома, причём в квартире друзей. У нас нет вещей, потому что мы поехали в путешествие с рюкзаками, думая, что поездка продлится неделю. Я журналистка, уехала без ноутбука — каким-то чудом знакомая передала мне его в Москве, и я хотя бы могу работать. С хозяином квартиры в Грузии мы договорились, и он не возьмёт арендную плату за апрель, но есть подозрение, что даже к маю это не рассосётся. МИД Грузии говорит, что пока ничего не может сделать.

Я написала свою историю на TJournal, и на меня вылился поток гневных комментариев: «Что вам не месте не сидится?», «Надо было головой думать!» Но в путешествие мы поехали с масками, литрами санитайзера, постоянно мыли руки. Когда ехали в автобусе между городами, старались держать дистанцию.