александра савина

На днях стало известно, что в знаменитом ежегодном Swimsuit Issue — выпуске журнала Sports Illustrated, посвящённом купальникам — впервые появится трансгендерная модель. Бразильянка Валентина Сампайо попала в число «новичков», впервые оказавшихся на страницах журнала. Sports Illustrated не первое для неё событие подобного масштаба: в 2017 году Сампайо стала первой трансгендерной моделью на обложке французского Vogue, а в 2019 году — первой трансгендерной моделью Victoria’s Secret.

«Я родилась трансгендерной персоной в удаленной скромной рыбацкой деревне в северной части Бразилии. Бразилия — прекрасная страна, но здесь также самое большое в мире количество насильственных преступлений и убийств в отношении трансгендерных людей — в три раза выше, чем в США», — так начинается эссе-визитка модели. В нем Сампайо говорит о насилии, с которым по-прежнему сталкиваются трансгендерные люди в мире, о том, как ей повезло и как она планирует использовать данные ей возможности, чтобы привлечь внимание к важным для неё вопросам. В интервью журналу она говорит, что имеет для неё значение — упоминает Стоунволлские бунты и рассказывает о болезненном опыте. Клиент, с которым Валентина должна была впервые сотрудничать как модель, отказался от работы с ней, посчитав её «неуместной» для «семейного» каталога.

Последние несколько лет Sports Illustrated подчеркивает, что стремится к разнообразию. Началось всё с появления на обложке в 2016 году Эшли Грэм — первой для журнала модели 14-го американского размера одежды. В этом году одна из героинь обложки выпуска о купальниках — Джезмин Сандерс, модель немецко-афроамериканского происхождения. На страницах журнала редакция также постаралась добавить разнообразия, например, для него снялась корейская модель Хван Хён Чжу.

Впрочем, так было далеко не всегда. Знаменитый Swimsuit Issue зародился в 60-ых: тогдашний редактор Sports Illustrated Андре Лягер решил поднять продажи в зимние месяцы, когда масштабных спортивных событий было меньше. Концепция была простой и осталась практически неизменной за годы своего существования: моделей в купальниках снимали в красивой локации. Первый выпуск технически не был отдельным номером — этот статус он получил только в 1997 году. До того моделям выделяли всего несколько страниц, а остальные развороты по-прежнему посвящали спортсменам. Тем не менее, достаточно быстро публикация получила особенный статус. Фотографии моделей публиковали вместе с именами, что для того времени было необычным — это помогало женщинам раскручивать личный бренд.

Несмотря на то, что издание всегда подчёркивало сексуальность моделей, Sports Illustrated стремились сохранить относительно семейный имидж и отделять себя от эротических журналов вроде Playboy или Hustler. Показательным стал номер 1978 года с моделью Шерил Тигс, которая появлялась на страницах журнала девять раз (три из них — на обложке). На одном из кадров она предстает в белом купальнике с верхом-сеткой, через который видно соски. Согласно книге «The Franchise: A History of Sports Illustrated Magazine», рассказывающей историю журнала, эта съемка стала для издания проблемной: читатели писали возмущенные письма в редакцию, они отменили более трёх сотен подписок. С тех пор издание всегда балансировало на грани: съемки должны были выглядеть сексуально, но не слишком откровенно — если модель позировала топлес, она всегда прикрывала соски.

За историю журнала на его страницах и обложках успели побывать Тайра Бэнкс, Хайди Клум, Наоми Кемпбелл, Ирина Шейк, Синди Кроуфорд, Кристи Бринкли и многие другие. Тайра Бэнкс стала первой афроамериканкой на обложке журнала в 1997 году. Тот же номер стал первым отдельным, посвящённым исключительно купальниками. Героинями номеров при этом не всегда становились модели: в 2007 году на обложке, например, появилась Бейонсе. Примечательно, что главными редакторами выпуска всегда были исключительно женщины.

Модели и сегодня используют журнал как платформу для разговора о масштабных проблемах и темах 

Архивные обложки последних десяти лет выглядят традиционно для своего жанра. Обложка 2010 года с Бруклин Декер не так далека от сегодняшней — с той лишь разницей, что последнюю пару лет модели не позируют топлесс. Тем не менее, теперь редакция подчеркивает, что всерьёз настроена на перемены. Начались они, правда, извне: в 2015 году редакция обсуждала с Эшли Грэм, моделью с 14 размером одежды, возможность публикации, но в итоге от этой идеи отказались. Грэм в том же году попала на страницы журнала, но в рекламной съёмке купальников Swimsuits For All. Спустя год, после бурной реакции на рекламу, Эшли Грэм стала уже одной из трёх героинь обложки журнала вместе с бойцом MMA Рондой Раузи и более конвенционально выглядящей моделью Хейли Клоусон.

В прошлом году на страницах номера впервые появилась модель не в бикини, а в буркини и хиджабе — Халима Аден. Аден, американская модель сомалийского происхождения, подчеркивала, что съёмка стала для неё огромным шагом. Аден родилась в лагере беженцев в Кении, где провела семь лет, пока её семья не переехала в США (её съемка для журнала также проходила в Кении). «Я продолжаю думать о шестилетней девочке, которой я была, которая жила в этой же стране в лагере беженцев, — вспоминала она в интервью. — Повзрослеть, исполнить американскую мечту и вернуться в Кению для съемки Swimsuit Issue в самых красивых местах Кении — такое невозможно нарочно выдумать». Модель подчеркивала и то, что, по её мнению, съёмка в журнале имеет для неё огромное значение в вопросах репрезентации: «Для меня огромная честь, что Sports Illustrated решили показать красоту скромно одетых женщин».

Похожие чувства описывала в интервью и Эшли Грэм: «Люди хотят перемен, люди хотят видеть их, люди хотят знать, что происходит. Люди хотят видеть тех, кто похож на них, в индустрии, которая так долго исключала девушек моего размера. Мы наконец в той точке, где нам больше не нужно вести этот разговор. Я попала на обложку Sports Illustrated не как модель большего размера, я попала на обложку Sports Illustrated просто как модель, как новичок журнала, как Эшли Грэм».

Модели и сегодня используют журнал как платформу для разговора о масштабных проблемах и темах. В профиле Джезмин Сандерс, одной из трёх героинь обложки этого года, упоминается, как она нетерпима к дискриминации и борется с ней. Нынешний главный редактор издания Эм Джей Дей отмечает, что журнал интересен не только мужской, но и женской аудитории (первой, впрочем, всё равно больше). Вторых, по её словам, интересуют сами купальники. Именно Дей сместила дату выпуска номера с зимы на май — она говорит, что весной о покупке купальников думать гораздо легче.

Эм Джей Дей подчёркивает, что издание эволюционирует: уходит от традиционного образа мужского журнала, стремится говорить о социальных проблемах и разнообразии, что вполне в духе времени. Она отмечает и перемены в съемках: «Я долго занималась этой работой, долго работала со спортсменками. В прошлом они часто просили: „Пожалуйста, сделайте так, чтобы моя рука не выглядела слишком большой“ или „Я не хочу выглядеть слишком накачанной и маскулинной“, — говорила она в прошлогоднем интервью. — В этом году (и это невероятно!) я заметила, что модели говорили: „Я хочу, чтобы было видно мой пресс!“, „Посмотрите на мышцы на моей ноге!“ Они так гордились собой. Это был невероятный момент».

Разнообразие, на которое упирают создатели журнала, выглядит особенно странным: оно как будто предлагает читателю объективировать всё новых и новых женщин

Разговоры о разнообразии, впрочем, пока кажутся скорее рекламным ходом, чем серьёзной редакционной политикой. Большинство моделей по-прежнему выглядят очень конвенционально, а за «прорывными» обложками, как правило, следуют вполне обычные — так было с Эшли Грэм, после которой в издании появилась Кейт Аптон.

Журналу нередко предъявляют обвинения в объективации, но сама Дей, впрочем, так не считает. Героиня прошлогодней обложки Тайра Бэнкс отмечает, что объективация в съемках всё-таки есть: «99 % года этот журнал нацелен на мужчин. Он был создан для парней, чтобы они могли смотреть на женщин и восхищаться ими. Конечно, это мужской взгляд. Само собой». Тем не менее Бэнкс считает, что у журнала есть и другие цели: женщины, по её мнению, могут смотреть на разнообразие красоты, а мужчины — задумываться о том, что им нравится в женщинах и почему.

Сама судьба традиционно «мужских» журналов и эротических съёмок сегодня остаётся сложной. Финансовая судьба Sports Illustrated также не отражает оптимистичный настрой главного редактора Swimsuit Issue: в прошлом году бренд был продан, а осенью в нем прошли масштабные сокращения. Сегодня эротические журнальные съемки имеют гораздо меньше значения, чем на заре существования Sports Illustrated — им приходится конкурировать с интернетом, в котором можно найти эротический и порно-контент на любой вкус и в любых масштабах. В этом контексте разнообразие, на которое упирают создатели журнала, выглядит особенно странным: оно как будто предлагает читателю объективировать всё новых и новых женщин.

Обнажённое тело само по себе сегодня выглядит гораздо менее революционно. На фоне Swimsuit Issue гораздо интереснее выглядит, например, ежегодный номер о теле ESPN, где спортсмены, занимающиеся самыми разными дисциплинами, мужчины и женщины, предстают голыми: ESPN делают упор на разнообразие внешности и мускулатуру.





Source link

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *